gregorkon.wordpress.com (gregorko) wrote,
gregorkon.wordpress.com
gregorko

Categories:

К 115-летию открытия железной дороги Кротовка-Серные Воды

Оригинал взят у mihalycham в К 115-летию открытия железной дороги Кротовка-Серные Воды
Пояснения. Сразу. Серные Воды (Сергиевск, Сургут, Суходол) - моя родина. Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич- инженер-путеец, писатель ("Детство Тёмы"... и т.д) - строитель и начальник дороги Кротовка-Серные Воды

Начальник строительства Кротовско-Сергиевской железной дороги (1895—1897)

Михайловский был инициатором, идеологом, организатором и строителем в Самарской губернии ответвления Самаро-Златоустовской железной дороги «Кротовка-Сергиевск», где впервые в России была использована дешевая узкая колея. Непростая история борьбы за воплощение этого проекта в жизнь дала богатый материал для написанной вскоре книги очерков «В сутолоке провинциальной жизни»

Строительство Кротовско-Сергиевской железной дороги началось в сентябре 1895 г. (сообщение о начале строительства «на днях» помещено в газете «Самарские вести» от 1 сентября 1895 г.). Михайловский, впервые в своей жизни ставший руководителем такого большого дела, ввёл на строительстве небывалые порядки: выборность администрации, коллегиальность в принятии решений, общественный контроль за финансами. Его административные принципы ярко выражены в одном из служебных циркуляров:
Чтобы дорога эта вышла действительно дешевой, необходимо прежде всего, чтобы и мысли не могло быть о каких бы то ни было злоупотреблениях. <…> Отстранив от себя денежную часть, я поручил все эти дела комиссии из выбранных лиц, которая во всех своих действиях отчитывается перед учреждённым мною общим собранием всех техников вверенной мне дороги. Я считаю себя вправе требовать и от своих сотрудников, в ведении которых находятся денежные дела, такого же отношения к делу. С этой, главным образом, целью в распоряжение их предоставлен штат молодых людей, студентов, людей вполне надёжных, при помощи и участии которых во всех денежных делах является полная возможность как осветить для всех истинное положение данного дела, так и гарантировать лично себя от каких бы то ни было нареканий

Общественный контроль принёс свои плоды: когда один из инженеров завёз на линию гнилой материал для шпал и нажился на этом, был проведён своего рода суд чести, и негодяй лишился места

Строительство самой дороги завершено было очень быстро (введена в эксплуатацию 16 августа 1897 г.) , уже ближайшей зимой, но тут Михайловского поджидал серьёзный удар с неожиданной стороны. Правление Самаро-Златоустовской железной дороги категорически отказалось признать «облегчённые условия» в отношении вспомогательных служб, ранее утверждённые в Петербурге всеми инстанциями (предполагалось, например, отказаться от сложного и дорогого станционного штата; предполагалось не строить на переездах сторожевые будки, ограничившись предупредительными надписями «берегись поезда» и т. д.). Результатом было вынужденное возвращение на вновь построенной узкоколейной дороге к общепринятым эксплуатационным нормам ширококолейных дорог. Это вызвало громадный перерасход в 240 тысяч рублей против первоначальной сметы и удлинение строительства на целый год. В Министерстве путей сообщения Михайловскому прямо говорили, что он «провалил дело»...


Маршрут в историю

На ветке Кротовка – Серные Воды возможно развитие туриндустрии
Не каждый знает, что станция Кротовка, более известная как наливная, ещё и узловая, если принимать во внимание ветку Кротовка – Серные Воды, которая построена в конце XIX века в виде узкоколейки, а позже – в 1922 году – перестроенная на колею 1520.

Помнится, ещё в 80-годы прошлого века мне приходилось в выходные дни ездить до Кинеля (дальше я пересаживался, потому что путь мой лежал через Южно-Уральскую дорогу) на пассажирском поезде, известном как «Сургутский». Общие вагоны в нём были переполнены.
Не думаю, что многочисленные пассажиры направлялись на лечение в знаменитую здравницу «Сергиевские минеральные воды», по сути, конечную остановку поезда. Это были в большинстве местные жители: рабочие самарских заводов, проживающие в будни в заводских общежитиях, студенты и торговцы на колхозном рынке, которые сходили с поезда на станциях и разъездах ветки.
Недавно мне удалось проехаться маршрутом, которым в позапрошлом веке пользовались господа, истомлённые болезнями от гиподинамии и переедания и поправляющие своё здоровье в благодатном крае.
Поездку организовали работники дорожного музея и Самарской мостоиспытательной станции, у которых был свой интерес побывать в здешних местах, богатых историческими предметами и раритетами из железнодорожного арсенала техники и искусственных сооружений. Большую помощь в поездке оказала Кротовская дистанция пути.

Экскурс в прошлое
Кротовско-Сергиевская ветка Самаро-Златоустовской железной дороги построена при активном участии инженера путей сообщения и писателя Николая Гарина-Михайловского. Для нас его имя дорого тем, что Николай Георгиевич вёл изыскания на участке Уфа-Златоуст, который позднее стал начальным пунктом Транссибирской магистрали.
В то время первоклассный инженер, равно как изыскатель, проектировщик и строитель вместе взятые, был критически настроен по отношению к развитию в России железнодорожного дела. В своих заметках в тогдашних газетах и журналах он настойчиво продвигал идею прокладки дешёвых узкоколейных железных дорог. Меньшие размеры локомотивов и вагонов позволяли строить лёгкие мосты. Кроме того, на узкоколейках допускались более крутые кривые, чем на обыкновенных железных дорогах. Задумки его полностью воплотились под Кротовкой.

Всё начиналось с...
Станция Кротовка возникла в 1873 году при строительстве участка железной дороги Самара – Уфа. Три коротких улицы примыкали к железнодорожным постройкам. Здесь имелись четыре коротких станционных пути для скрещения и обгона поездов старших очередей. Рельсы составляли путь лёгкого типа. На перегонах движение поездов осуществлялось по однопутке с помощью телеграфа.
В связи с постройкой узкоколейки на станции появилось депо, подъездной путь к нему и три коротких приёмо-отправочных станционных пути на длину 10-15 вагонов в двухосном исчислении. Все это называлось «Сергиевским парком». С этого времени станция Кротовка стала именоваться узловой. А по узкоколейной железной дороге ходили специальные узкоколейные паровозы и вагоны. Например, пассажирский поезд состоял всего из трёх классных вагонов.

Жезл бы нам в руки
Мы тронулись в путь в 9 утра на мотовозе под управлением машиниста Виктора Мухина. Если вернуться в прошлое, нам бы предстояло для этого использовать жезловую систему движения. Представьте, мы получаем из аппарата жезл, а на другой станции второй аппарат блокирует выдачу жезлов до тех пор, пока наш поезд не прибудет с первым жезлом и машинист не передаст начальнику станции этот искомый предмет, который и разблокирует аппарат. Появится возможность пускать следующий поезд.
Кстати, жезловая система сохранилась здесь до сих пор. Только она законсервирована, но в любой момент может быть задействована. На станции Сарбай я заглянул в станционное окно. Там стоят аппараты, готовые к использованию.

Легендарным маршрутом
В начале XX века на ветке находилось восемь станций (вместе с Кротовкой). Мне удалось в Интернете найти расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»). В нём значились остановки: Тимашево, Курлина, Сарбай, Кабаново, разъезд Копытовка, Серные Воды, Сургут (Сергиевск). Мы же делали остановки у множества мостов, которые представляют собой готовые экспонаты музея, демонстрирующие мастерство строителей-мостовиков позапрошлого и первую треть прошлого века.
Хорошо сохранились и здания станций Тимашево и Сарбай, являя собой типовые казармы XX века. А вот станция Серные Воды сберегла красивый первозданный вид, который приобрела в 1898 году при конечном строительстве железнодорожного участка. Видимо, тогда учитывались вкусы пассажиров, среди которых было немало курортников – господ из дворян и богатого купечества. Ныне она не пассажирская, а грузовая четвёртого класса. К ней примыкает множество подъездных путей.
По словам дежурного по станции Александра Лукьянова, через неё проходят грузы со щебнем, цементом, пшеницей. В сутки формируется два поезда. Один – утром, другой – вечером. Составитель поездов Геннадий Сомов на нехватку работы не жалуется. «Дел еще прибавится, - говорит он. – Здесь намечается ещё один подъездной путь построить, уже идёт подготовка со стороны строящейся птицефабрики».

Перспективы ветки
Сотрудник Поволжского музея железнодорожной техники под открытым небом Александр Лысак считает, что есть все возможности открыть на маршруте Кротовка – Серные Воды движение ретропоезда, при условии, что этим заинтересуются коммерческие структуры, которые бы придали историческому туру вектор развития. Условия есть: в Пензе практически под парами стоит паровоз, который может работать на этой ветке. И вагончики найдутся.
«Пейзажи для участников экскурсий открываются великолепные, множество S-образных кривых на пути, интересные искусственные сооружения, - говорит он. – Отсутствие контактной сети открывает широкий простор».

Автор: Владимир Акшаев "Куйбышевский железнодорожник" от 8 июня 2012 года

Музей мостов

Поэт Евгений Евтушенко в своем знаменитом стихотворении «Людей неинтересных в мире нет», подчеркнул, что после ухода человека в небытие «остаются книги и мосты, машины и художников холсты». Вот про мосты мы и поведём сегодня речь.

Интересно, что на ветке Кротовка – Серные Воды длиной в 86 км насчитывается 38 мостов – почти по два на каждый километр. Они разных лет постройки. Как утверждает начальник Самарской мостоиспытательной станции Андрей Корольков: «Таких мостов, какие эксплуатируются на этом участке, у нас на дороге больше нет. Старогодними мостами мы считаем постройки 1931 года. Здесь действуют мосты 1888 года, по расчётным нормам 1884 года. Конечно, они усилены в последующие годы, но основания их сохранены».
Проезжая по бывшей узкоколейке, мы будто знакомимся с раритетами прошлого в действующем музее под открытым небом. В начале пути встречаются больше мосты первой трети прошлого века. На девятом километре при выезде из Тимашево пересекаем мост, установленный в 1928 году.
«Изготовлен он намного раньше, - комментирует Андрей Корольков. – Привезён с перегона главного хода. Я видел подобное строение на Ломовской ветке. Там мост установлен в 1916 году по расчётным нормам 1907 год. Фермы, балки, элементы – это практически то, что на главных путях давно уже не эксплуатируется. Скажу больше, сейчас просто невозможно встретить пролётное строение 1884 года на эксплуатируемых путях. Уверен, что таких уже нет в природе. А на нашей дороге сохранены они лишь здесь, на ветке Кротовка – Серные Воды».
В конце маршрута мы такие старинные мосты осмотрели очень внимательно. Все это богатство обслуживает Кротовская дистанция пути. Мостовой мастер Вепхия Самхарадзе бережно относится к обслуживаемому участку с мостами и искусственными сооружениями. Он показал каменную трубу, относящуюся к 1896 году. Постройка овоидальная, такие можно встретить лишь на Кавказе. Кирпичная кладка всем своим видом говорит о том, что спокойно пережила столетия.
«Посмотрел мостики, которых нигде не найти. Конструкции их неоднотипные. А трубы, сохранившиеся с прошлых времён, просто уникальные. Всё это надо реставрировать и сохранять, но никак не менять», - искренне радуется увиденному сотрудник Поволжского музея железнодорожной техники, в прошлом мостовик Александр Лысак.
Мне, стоящему возле моста постройки 1896 года на 72 километре у седьмого пикета уже кажется, что вот-вот из-за кривой вывернется во всю мощь дымящий паровоз, тянущий ретропоезд с тремя вагончиками, и с курьерской скоростью проследует мимо меня до недалёкой теперь конечной станции. Весёлые и довольные пассажиры будут махать мне вслед, оживлённо обсуждая пройденный маршрут, где самыми запоминающимися были именно мосты прошлого.

Автор: Владимир Акшаев "Куйбышевский железнодорожник" от 8 июня 2012 года


Станция Кротовка...облагороженная сайдингом...



Станция Кротовка. Раньше здесь заправлялись паровозы.....



Скорей всего эти....



Предназначение этого экспоната мы так и не выяснили...




Нам рассказали, что этот мост самое посещаемое место здешней молодёжи...



Жизнь ещё теплится в здании станции....хотя бы в одной половине...



Тимашево. Садгород. Храм Святых Царственных Мучеников....Нельзя было не остановиться...


Сначало купель..



Храм...







Что не мост, то экспонат для музея....






Из-за очень малого радиуса кривых иногда казалось что дорога заканчивается в лесу....



Трубы 1986 года в целости и сохранности....



Может так и сидел у соих творений Гарин-Михайловский....



Ахх...какая конструкция!....



Нуу я очень увлекательно рассказываю о мостах корреспонденту "Гудка" Дмитрию Попову



Нуу чем не римлянин...корреспондент "Куйбышевского железнодорожника" Владимир Акшаев...



Сотруднику Поволжского музея транспортной техники, Александру Лысаку интересно всё....



Станция Кабановка. Водонапорная башня





Мост "попроще", но самый старый из всех увиденных.....1888 года, естественно отремонтированное....



Красавец-теремок вокзала "Серные Воды"




...и тот самый жезлоуловитель....





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments